Определить методы обработки драгоценных камней сложно даже опытным геммологам. Узнайте о множестве различных способов улучшения цвета и прозрачности драгоценных камней.

Стандартные методы обработки драгоценных камней для изменения цвета
Старейшим методом улучшения цвета драгоценных камней является использование . Современные методы гораздо более тонкие, и их трудно обнаружить.
Красители и покрытия
можно улучшить, .
Иногда «окрашивают» бледной краской, чтобы компенсировать желтоватый оттенок. Однако покрытие вскоре стирается.
иногда окрашивают, чтобы он напоминал нефрит или . Поскольку пористый, он легко впитывает красители, получая множество ярких камней. получают путем замачивания халцедона сероватого цвета в растворе сахара с последующим чернением в серной кислоте. Этот процесс оставляет очень крошечные частицы углерода в пористых пространствах халцедона.
может улучшить цвет многими способами. Такие методы, как замачивание в воске (парафине) или пропитка пластиком, часто называют Хотя обычно вы можете обнаружить такие методы, подозревайте их, когда бирюза глубокого цвета продается по скромной цене.
Сероватый можно окрашивать в или в интенсивно-лиловый. Натуральный лиловый жадеит действительно существует, но окрашенный материал имеет гораздо более темный оттенок. Серпентин, материал, не имеющий отношения к нефриту, также может приобретать насыщенный зеленый оттенок, который создает цвет, напоминающий императорский нефрит. (Вы можете узнать больше об обработке нефритом ).
Красители могут придать более желаемый (обычно красный) цвет. Черный коралл можно отбелить для получения «золотого» материала.
часто окрашивают в синий цвет или «подкрашивают» цветными растворами.
Обнаружение красителей и покрытий
Часто вы можете легко обнаружить красители, потому что они имеют тенденцию концентрироваться вдоль мелких трещин. Вы можете увидеть эти темные линии при увеличении. Поверхностные покрытия (воск, полимеры) легко царапаются. Современные устройства, такие как , предлагают высокотехнологичное решение для обнаружения вкраплений и покрытий. Однако даже , такие как нанесение растворителей (спирта, ацетона) ватным тампоном и определение того, не сошел ли какой-либо цвет, иногда могут быстро и эффективно выявить воздействие красителя.
Нагрев и облучение
Воздействие и на драгоценные камни иногда непредсказуемо. В других случаях они могут улучшить цвет драгоценных камней.
Топаз
Топаз, например, бывает разных цветов. Бледно-голубой топаз не редкость, но камни глубокого синего цвета в природе не встречаются. Однако гамма-облучение некоторых бесцветных топазов может привести к образованию таких драгоценных камней. Эта обработка окрашивает материал в зеленовато-коричневый цвет, но затем при нагревании получается насыщенный синий цвет. Некоторые золотистые или желтые топазы можно нагревать до получения розового или пурпурно-красного цвета.
Цвет бледно-коричневого или иногда можно улучшить с помощью гамма-облучения, но нагревание или воздействие солнечного света обычно обращает процесс вспять. Выцветание натурального коричневого, хересного и некоторых голубых топазов не редкость.
В настоящее время в случае голубого топаза нет способа обнаружить усиление цвета при гамма-облучении. Хотя может происходить некоторое потускнение, после определенного момента цвет кажется стабильным. Невозможность доказать (или опровергнуть) обработку свела на нет большую надбавку к стоимости, которая когда-то приписывалась природному голубому топазу. Этот отрезвляющий опыт также должен послужить предупреждением о возможных будущих последствиях необнаруживаемых методов лечения.

Турмалин
Нагревание обычно осветляет цвет турмалина, но иногда может придать темно-зеленому камню привлекательный изумрудный оттенок. Гамма-облучение турмалина приводит к впечатляющим изменениям цвета. Бледно-розовые и некоторые бесцветные камни могут стать темно-розовыми. Материал среднего розового цвета может пожелтеть, а голубые камни — стать фиолетовыми. Гамма-лучи могут придать бледно-желтым турмалинам персиковый цвет.
Циркон
Нагревание — стандартная процедура для , превращающая тусклый и непривлекательный коричневый материал в красивые и желанные бесцветные и голубые драгоценные камни.
Танзанит
была предметом интенсивного изучения. Нагревание определенных кристаллов, при котором устраняется красно-фиолетовый компонент цвета, дает живой , который сделал драгоценный камень таким популярным.
Аквамарин
Темно-синий довольно редок и очень дорог. Многие из темных камней, которые можно увидеть в ювелирных изделиях, производятся путем до температуры 400-450 ° C. В результате обработки происходит стойкое изменение цвета.
Редкий вид берилла, известный как «Maxixe type», имеет характерный индиговый или кобальтово-синий цвет, вырабатываемый излучением естественным путем или в лаборатории. Солнечный свет и нагревание обесцвечивают этот материал до желтого или коричневого цвета и в конечном итоге делают его бесцветным.
Spodumene
обычно не нагревают, хотя некоторые желтовато-коричневые материалы могут приобрести пурпурный цвет при нагревании. Сиреневый кунцит может приобретать интенсивный изумрудно-зеленый цвет под воздействием гамма-излучения.
Кварц
Одним из наиболее часто нагреваемых драгоценных камней является кварц.
Специально подготовленный может превратиться в при бомбардировке гамма-лучами. На самом деле, вполне вероятно, что натуральный аметист приобретает свой цвет таким же образом.
некоторого количества бразильского кварца дает яркий зеленовато-желтый цвет, не встречающийся в природе. Этот цвет значительно тускнеет на солнечном свете.
Хотя аметист может стать коричневатым или красным при температуре от 400 до 500 ° C, иногда он приобретает зеленый цвет. Хотя такие нагретые драгоценные камни иногда называют «позеленевшим аметистом» или «зеленым аметистом», это неправильные названия. Зеленый кварц правильно известен как празиолит. Дальнейшее нагревание этих драгоценных камней приводит к полной потере цвета. Облучение плюс нагревание также могут привести к появлению коричневых, оранжевых и желтых оттенков кварца.
Нагревание аметиста до коричневато-желтого цвета происходит в промышленных масштабах. Полученный материал часто продается как «мадейрский топаз». Более светлый оттенок получил название «пальмирский топаз», а красноватые камни — «Испанский топаз». Однако от этих следует отказаться. (Кварц и топаз — разные виды драгоценных камней с разными свойствами и стоимостью).
Изменение цвета аметиста при нагревании не всегда предсказуемо, и возможно выцветание.
Жемчуг
Гамма-облучение некоторых придает им серый или голубовато-серый цвет (хотя и не , встречающийся в природе). Обработка также может улучшить цвет зеленоватого жемчуга. Гамма-индуцированный цвет однороден и заметно не выцветает на солнце. (Узнайте больше о жемчугомздесь,,,).
Распространение
Нагревание — древний и широко используемый процесс для улучшения цвета драгоценных камней. это считается приемлемым в торговле. С другой стороны, может быть сложной задачей для обнаружения и, следовательно, дает недобросовестным дилерам возможность совершить мошенничество из-за намеренного неразглашения процесса. Этот процесс искусственного улучшения часто радикально меняет внешний вид драгоценного камня. Торговля не считает его «безвредным», так же как простое нагревание.
Процесс диффузии позволяет химическим примесям проникать в структуру драгоценного материала на атомном уровне. Эти примеси нарушают структуру и влияют на то, как материал свет, тем самым создавая цвет. Области с атомарным нарушением известны как «центры цвета».
Источник окраски большинства прозрачных драгоценных камней, центры окраски повсеместно присутствуют в кристаллах минералов всех типов. Однако лабораторные эксперименты выявили химические процессы, которые позволяют принудительно вводить примеси в различные драгоценные материалы, создавая искусственные цветовые центры и получая оттенки в этих драгоценных камнях исключительно за счет искусственной обработки.
Скорость диффузии минералов чрезвычайно низка, если только она не осуществляется при очень высоких температурах, которые могут повредить или разрушить большинство драгоценных камней. Исключения включают такие минералы, как корунд () и , которые образуются в природе в результате кристаллизации из расплава. В результате во время обработки они могут нагреваться до высоких температур, почти до точки плавления.
Обработка бериллием
Наиболее широко изученная диффузионная обработка драгоценных камней включает . В результате материал приобретает новый цвет, часто оранжевый, но также синий, желтый или красный. На крупных камнях вы можете увидеть зону измененного цвета в виде поверхностного слоя, погрузив их в . Однако в небольших камнях бериллий может проникать через весь корпус, поэтому у них нет видимых цветовых зон.
В настоящее время методы обработки бериллием регулярно обнаруживаются с помощью и других передовых устройств. К сожалению, большинство продавцов в ювелирной промышленности не используют это оборудование.
«Красный андезин»
Драгоценный камень, широко продаваемый как «красный андезин», материал сомнительного происхождения, поступающий в продажу в огромных количествах в последние годы, представляет собой более вопиющий пример нераскрытой обработки.
Лабораторные испытания подтвердили, что красный (и зеленый) цвет, наблюдаемый в этом продукте, может быть получен путем диффузии меди в бледно-желтый полевой шпат. Медь полностью проникает в структуру основы, и получаемая в результате окраска может быть довольно однородной (если смотреть без увеличения). Единственными населенными пунктами на Земле, где доказуемо добывают природный красный и зеленый полевой шпат, являются . Общий объем производства во всех этих регионах, вместе взятых, значительно меньше, чем огромный объем ограненных драгоценных камней, продаваемых как «андезин».
Стало общепринятым, что «красный андезин» — это обработанный драгоценный камень, несмотря на то, что его продолжают продавать как натуральный камень.
Методы обработки драгоценных камней для придания прозрачности
Многие драгоценные материалы содержат микроскопические (или более крупные) трещины, которые часто достигают поверхности ограненного камня. Эти трещины хорошо видны из-за большой разницы в воздуха и минерала-хозяина. Трещины «исчезают» при заполнении веществом (таким как масло, воск, эпоксидная смола и т.д.), которое точно соответствует показателю преломления окружающей матрицы.
, несомненно, являются . Эти драгоценные камни почти всегда имеют множество внутренних дефектов, которые производители любезно и эвфемистично окрестили jardin (по-французски «сад»). Если смочить изумруд в масле, окрашенном в зеленый цвет, и нагреть, масло может проникнуть в камень и заполнить трещины, эффективно «осветляя» его и улучшая прозрачность и блеск.
изумруда маслом производилось веками, как правило, прямо у источника. В конце концов масло испаряется и вытекает, так что камень возвращается в свое первоначальное состояние с видимыми дефектами. Однако его можно снова и снова. . Тщательное тестирование, как правило, позволяет выявить эти методы обработки.
Многие другие драгоценные камни улучшают прозрачность с помощью различных «наполнителей». Даже бриллианты обычно имеют темные , «выжженные» лазерами. Вы можете легко определить эту , потому что интенсивный световой луч создает микроскопический «туннель» сквозь алмаз. (Некоторые виды обработки алмазов лазером оставляют туннели, которые труднее разглядеть. Вам понадобится , чтобы их найти).




