Технический прогресс и рыночные силы делают необходимым для покупателей драгоценных камней знание науки, лежащей в основе синтетических драгоценных камней и их формирования. Изучите основы здесь.
Покупка ювелирных изделий больше не является простым и прямолинейным приключением. Покупатель сталкивается с множеством вариантов выбора в виде материалов, которых никогда раньше не существовало, материалов натуральных и немодифицированных, а также материалов (как природных, так и созданных человеком), которые подвергались обработке и изменениям множеством способов. Иногда покупателю раскрывается история предмета, выставленного на продажу. Часто это не так.
Покупатели во всем мире, вероятно, знакомы с фразой caveat emptor — латинское выражение, означающее «покупатель остерегается». Я полагаю, что новое выражение должно стать более подходящим для современного рынка драгоценных камней и бижутерии: esse conscius emptor — «покупатель ДОЛЖЕН ЗНАТЬ!» Не будет преувеличением предположить, что распространение методов обработки драгоценных камней и поток искусственных драгоценных камней представляют собой самую серьезную проблему для имиджа и целостности, с которой когда-либо сталкивалась торговля драгоценными камнями и ювелирными изделиями.
Драгоценные камни были желанны и приобретались на протяжении веков по многим разным причинам. Первобытные люди видели в драгоценных камнях воплощение природных сил, которые были всемогущими, но непостижимыми. Обладание таким предметом может быть способом сдерживать эти силы. Древние цивилизации придавали драгоценным камням магическую силу. Владение ими, особенно в форме амулетов и талисманов, стало путем к овладению и использованию таких способностей для личной выгоды. Драгоценные камни также были редкими и ценными, а следовательно, символами статуса и власти, поэтому в каждом обществе они становились предметами украшения для влиятельных и богатых.
Вера в магическую и целебную силу драгоценных камней проявляется во всем мире. Например, в Индии есть древняя и богатая литература по этому вопросу, а китайская культура веками признавала целебную силу драгоценных камней. Современным воплощением является движение «кристальное сознание», которое породило целую индустрию, посвященную метафизическим свойствам минералов, драгоценных камней и кристаллов.
Редкость драгоценных камней высочайшего качества сделала эти предметы необычайно ценными. Существует мало (если вообще есть) других желанных человечеством вещей, стоимость которых может составлять 50 миллионов долларов и которые можно держать в сжатом кулаке взрослого человека. Как портативное богатство драгоценные камни занимают уникальное положение в человеческих делах, и их роль в качестве финансовых объектов остается неоспоримой. Но во всех вышеперечисленных случаях — как концентрированное богатство, как целебные средства, как предметы моды, как подарки для себя и других, как «достояние» (наследование) и во многих других применениях — их ценность основана на том факте, что драгоценные камни являются чрезвычайно редкими природными материалами.
Эта ценность, конечно, вдохновила на героические усилия по имитации. Люди тысячелетиями использовали стекло и другие материалы для имитации драгоценных камней. Случайные совпадения в древние времена также выявили тот факт, что некоторые камни меняют цвет при нагревании. Знания, полученные в результате несчастных случаев, в конечном итоге были использованы, и «обработка» драгоценных камней (то есть внесение каких-либо искусственно вызванных изменений) стала реальностью. Некоторые материалы, такие как синий и бесцветный
Другие изменения, такие как удаление желтого цвета из сине-зеленого
По мере совершенствования технологий методы манипулирования, изменения и имитации драгоценных камней стали пугающе сложными. Лаборатории и фабрики также в настоящее время производят ошеломляющее разнообразие химических веществ, которые могут быть получены в форме прозрачных кристаллов. Некоторые из них имеют тот же состав и свойства, что и натуральные камни, а многие — нет. Постоянно предпринимаются усилия по совершенствованию методов выращивания кристаллов из материалов, которые повторяют химический состав, структуру и свойства природных драгоценных камней.
В прошлые времена все драгоценные камни считались натуральными (их выкапывали из земли и каким-либо образом обрабатывали для улучшения их внешнего вида, например, резьбой, огранкой, полировкой и т.д.), и было известно, что только несколько материалов подвергались нагреву. Стекло и другие имитаторы существовали на протяжении тысячелетий и были легко обнаружены и идентифицированы, несмотря на то, что геммологии как дисциплине всего столетие. Эта упрощенная парадигма исчезла.
Сочетание обработки, дублирования и имитации изменило саму природу ювелирной промышленности. Больше нельзя предполагать «естественное происхождение». Производство кристаллов — это глобальное предприятие, и поэтому лаборатории и фабрики по всему миру (а также рудники) должны рассматриваться как потенциальные источники материалов, которые продаются в индустрии драгоценных камней.
Количество и тип таких материалов поражают воображение. Не менее удивительным (и тревожащим) является количество и разнообразие методов, которые могут быть использованы для изменения внешнего вида как натуральных, так и синтетических материалов. Термическая обработка по-прежнему входит в меню. Но теперь кухня по обработке драгоценных камней использует облучение, диффузию и многие другие методы для расширения палитры предметов, которые в конечном итоге оправляются в металл и продаются в ювелирных магазинах. Новые методы и материалы постоянно появляются на рынке, и ювелирная промышленность, погрязшая в традициях и медленно меняющаяся, просто не успевает за ними.
Вы не сможете получить то, что хотите, если не будете знать, что приобретаете, и во многих случаях продавец даже не знает, что было сделано с конкретным камнем или откуда он взят. Немногие ювелиры имеют научное образование, но наука является ядром проблемы. И саму проблему можно резюмировать одним словом: раскрытие.
По сути своей нет ничего плохого в продаже камней красивой огранки, состоящих из материалов, созданных на фабрике или в лаборатории. Нет ничего плохого в изменении цвета и внешнего вида любого вида ювелирного камня, будь то натуральный или искусственный. Обработка часто улучшает внешний вид натуральных камней, которые в противном случае из-за несовершенства или плохого цвета было бы трудно продать. Эти материалы, изготовленные человеком и обработанные, предлагают рынку огромный ассортимент продукции. Все эти продукты имеют место на рынке по ценам, соответствующим их красоте, редкости и спросу. У покупателя драгоценных камней и бижутерии сейчас гораздо больше возможностей выбора, чем было несколько десятилетий назад, и он может выбрать изделие, которое в точности соответствует цели покупки. Потенциально это воплощение мечты покупателя. К сожалению, мечта превратилась в кошмар.
Какой смысл приобретать что-то для определенной цели, если вы не знаете, что вы покупаете? Как вы можете оценить правильную стоимость предмета или сравнить стоимость разных предметов, если все маркировано неправильно?
Ювелирный рынок, безусловно, не стремится искажать информацию о своей продукции. Суть проблемы заключается в отсутствии информации, и ее можно обозначить конкретной фразой: цепочка поставок. Товары в магазине обычно проходят долгий и извилистый путь, прежде чем попадают на витрину. Ювелиры и торговцы драгоценными камнями могут не знать всех остановок, которые делают по пути товары, которые они продают. Нагревался ли камень непосредственно у источника? Можно ли было обработать драгоценный камень сразу после огранки? Является ли конкретный камень в посылке натуральным (добытым из земли) или создан в лаборатории?
К тому времени, когда предмет несколько раз переходил из рук в руки, эта важная информация часто терялась, а иногда и намеренно скрывалась. Таким образом, будущее торговли драгоценными камнями может зависеть от способности продавца предоставить «родословную» каждого, кто имел дело с товаром, начиная с места его происхождения.
Драгоценные камни, которые могут быть гарантированно натуральными (добытыми) и никак не модифицированными, безусловно, займут особую рыночную нишу, которую я давно называю «отделом органических продуктов питания супермаркета драгоценных камней». Рост этой ниши, действительно, вероятно, будет параллельным росту органических продуктов питания и превратится в огромную и важную категорию продуктов. Проблема цепочки поставок до сих пор публично обсуждалась только в случае с «кровавыми бриллиантами». Люди во всем мире выразили возмущение зверствами, совершаемыми с целью приобретения алмазов, которые используются для финансирования движений вооруженного сопротивления в африканских странах.
Ювелирная торговля отреагировала на этот негатив созданием форума, известного как Кимберлийский процесс, объединения людей и организаций, целью которого является улучшение цепочки поставок необработанных алмазов и привлечение всех участников рынка к ответственности за источник камней, которые они продают. Этому замечательному намерению препятствует безудержная контрабанда и большая трудность определить, откуда взялся бриллиант, просто взглянув на сам камень.
Что касается всех других драгоценных камней, то в работе нет ничего, что можно было бы сравнить с Кимберлийским процессом. Цепочка поставок почти повсеместно не подкрепляется каким-либо принятием на себя ответственности. До тех пор, пока эта ситуация сохраняется, конечный пользователь — покупатель драгоценных камней и ювелирных изделий — будет запрашивать соответствующую информацию. Esse conscius emptor — покупатель ДОЛЖЕН осознавать природу и масштабы проблемы. Если вы не знаете об обработке драгоценных камней и их производстве, вы не можете задавать важные вопросы, которые позволят вам избежать (в основном непреднамеренного) искажения фактов, распространенного в ювелирной промышленности.
Ниже приводится попытка сжать ошеломляющий объем информации в управляемое и читабельное резюме. Чтобы понять и изучить этот предмет, мы должны разобраться с терминологией. Маркировка стала частью проблемы, а не решением. Нет особого смысла пытаться сжать в одно слово или фразу подробную информацию, которую можно правильно понять только с помощью простого, но несколько более пространного объяснения.
Основная терминология
Драгоценный камень определяется как минерал, который ограняют и полируют в декоративных целях. Такие атрибуты, как «твердый», «долговечный», «красивый» и «редкий», НЕ МОГУТ использоваться для определения чего-либо, а только для описания. Определение ДОЛЖНО быть однозначным и не субъективным. Существует около 400 минералов, которые были огранены и отполированы по той или иной причине, включая украшения, инвестиции, коллекции … и даже любопытство! Некоторые из них твердые и долговечные. Многие чрезвычайно мягкие и хрупкие. Некоторые из них редки, а некоторые чрезвычайно многочисленны. Многие красивы, а многие тусклы или невзрачны. Но эти описания просто классифицируют — они не служат для того, чтобы сказать нам, что это такое.
Минерал определяется как встречающийся в природе элемент или соединение, которое имеет определенную кристаллическую структуру и состав, изменяющийся в определенных пределах.
Все, что называется «драгоценным камнем», без дополнительных прилагательных, должно быть минералом (или одним из немногих исторически подтвержденных исключений, рассмотренных ранее, таких как
Драгоценные камни покупаются и продаются на мировом рынке, который является древним и повсеместным, пропитанным традициями и обычаями и даже имеет свой собственный язык. К сожалению, этот язык развился в результате обстоятельств, связанных с покупкой и продажей товаров. Такие слова и фразы, как «блеск», «ослепительный», «прекрасный цвет» и «высочайшее качество драгоценных камней», не являются научными, а скорее пытаются извлечь выгоду из «романтики» драгоценных камней и ювелирных изделий и их истории, вызывающей всеобщее восхищение. Когда язык, намеренно туманный, наводящий на размышления и витиеватый, соответствует обязательно точной и строгой терминологии, требуемой наукой, начинается битва. В этом конфликте не может быть ни победителей, ни проигравших — только разочарование и бесконечные дебаты.
Ситуация еще более усложняется конкуренцией между группами в ювелирной промышленности, у каждой из которых свои представления о том, «как называть вещи». Некоторые группы, включая оценщиков, специалистов по драгоценным камням и профессиональных геммологов, продвигают программу, основанную на терминологии, более приемлемой для других научных дисциплин. Группы, ориентированные на рынок (а их много), склоняются к более «доброму» языку («искусственный» вместо «поддельный», «культивированный» вместо «синтетический» и т.д.), Который гораздо менее точен, но который считается менее «вредным» для имиджа товара, ориентированного на продавца. Эти подходы диаметрально противоположны, но все согласны с тем, что компромисс должен быть достигнут. Компромиссом стала попытка придумать отдельные слова или конкретные фразы, которые, по общему мнению, будут служить для полного описания любого конкретного типа продукта, предлагаемого к продаже.
Этот подход обречен на провал, главным образом потому, что использование сокращенной и упрощенной терминологии неверно предполагает предшествующий уровень знаний в руках потребителей, достаточный для того, чтобы сделать выбранную упрощенную терминологию понятной. Гораздо более эффективный способ справиться с проблемой — просто объяснить покупателю, откуда берется продукт и что с ним делали на пути от источника к потребителю. К сожалению, для этого часто требуется уровень научной осведомленности, который нелегко найти на розничном рынке.
Таким образом, этот рынок неуклонно и неумолимо обременяется все большим количеством товаров с неверной маркировкой, неверной идентификацией и искаженным представлением, в то время как бесконечные и бесполезные дебаты о «словах» продолжаются внутри торговых организаций. Проигрывают все. Многие геммологи и ювелиры считают работу по «просвещению общественности» об этих продуктах либо чрезвычайно сложной, либо просто невыполнимой. Почему?
Драгоценные материалы обрабатываются, собираются и изготавливаются разными способами. На следующих страницах будет много информации. Может возникнуть соблазн пропустить ее и разобраться с ней в другой раз. В конце концов, узнавать обо всех красивых камнях весело и легко, и эти знания определенно улучшат ваш опыт покупок. Но как только появляется ваш кошелек и начинается распродажа, у вас возникает проблема, потому что вы можете получить не то, что, по вашему мнению, покупаете, и продавец может также не знать об этом несоответствии. Итак, от вас зависит просветить всех заинтересованных лиц и получить удовлетворение от осознания того, что вы контролируете сложную и неловкую ситуацию.
Определения
Натуральный драгоценный камень — это тот, который появился из земли без какой-либо обработки, кроме лапидарной (огранки и полировки). Обработка — это все, что делается для изменения внешнего вида или свойств материала (натурального или иного).
Драгоценный камень или другой материал может быть улучшен, то есть обработан таким образом, чтобы улучшить его внешний вид. Другие термины, такие как «модифицированный», «улучшенный», «очищенный» и т.д., означают, по сути, одно и то же. Нагревание — один из таких процессов, который веками использовался для изменения цвета различных материалов. Красители обычно используются для придания цвета в тех случаях, когда материал либо пористый, либо имеет сеть микроскопических трещин и каналов, в которые могут проникать пары, окрашенные жидкости или даже расплавленное стекло.
В последнее время излучение также используется для изменения внутренней структуры материалов и создания так называемых «центров цвета». Также недавно был усовершенствован процесс диффузии, который представляет собой принудительное проникновение красящего вещества непосредственно в кристаллическую структуру твердого материала. В этом случае краситель не проникает через трещины или каналы, а перемещается по структуре в атомном масштабе.
Важно уточнить терминологию, связанную с полученными в лабораторных условиях драгоценными камнями, поскольку в литературе существует некоторая путаница. Международный комитет по технической терминологии (ICTT) в 1974 году, после трех лет совещаний и обсуждений, предложил следующие определения:
-
Синтетика (нем.) Химическое соединение или материал, произведенный человеком в результате процессов, при которых отдельные элементы или составляющие объединяются в единое целое; продукт, сформированный таким образом.
-
Синтетический (прил.), относящийся к синтезу, включающий его или имеющий природу синтеза; полученный синтезом; особенно не природного происхождения.
-
Homocreate (англ.) — вещество, произведенное человеком (твердое, жидкое или газообразное), химические и физические свойства которого находятся в пределах тех, которыми обладает конкретная разновидность природного вещества, которое homocreate призван дублировать.
-
Homocreate (прил.) Синтетический и обладающий химическими и физическими свойствами, которые по существу такие же, как у его природного аналога; создан так же, как.
Такое вещество, как изумруд, полученное в лаборатории, является доморощенным. Его свойства специально разработаны так, чтобы они напоминали свойства аналогичного вещества, произведенного природой. Однако кубический цирконий, GGG и YAG являются настоящими синтетиками — просто соединениями, полученными в лаборатории и собранными из компонентов. У них нет натуральных аналогов, и они используются в качестве драгоценных камней на основе их собственных ценных свойств. Другими словами, все материалы homocreate являются синтетическими; но не все синтетические материалы являются homocreate.*
Синтетический материал — это тот, который был создан или произведен человеком и, следовательно, представляет собой противоположность понятию «естественного происхождения». Само слово «синтетический» происходит от греческого, что означает «собранный вместе», то есть намеренно. Таким образом, фраза «синтетический минерал» на самом деле содержит терминологическое противоречие. Ученые избежали этой дилеммы, придумав более точные описательные слова. Одним из таких является homocreate, который представляет собой искусственный продукт, обладающий свойствами природного материала. Увы, в области драгоценных камней этот термин никогда не использовался. Мы также сталкиваемся с такими фразами, как «синтетический драгоценный камень», которые имеют преимущество перед предыдущим прилагательным, которое требуется для модификации слова, в остальном точно определенного. Другие фразы, такие как «выращенные в лаборатории», «изготовленные человеком» и т.д., — это разные способы сказать одно и то же.
Еще один популярный маркетинговый термин — cultured, который каким-то образом подразумевает изысканность, но в случае большинства драгоценных камней это просто другой способ сказать «синтетический». Однако на рынке
Термин «искусственный» конкретно относится к чему-либо, изготовленному людьми. Само слово происходит от латинских слов, означающих «изготавливать» и «умение». Искусственный драгоценный камень — это то, что сделано так, чтобы выглядеть как драгоценный камень, и может состоять из любого подходящего материала (стекло, пластик, синтетический кристалл и т.д.). Имитатор (от латинского корня, означающего «копия») — это то, что должно выглядеть как нечто другое.
Эти определения были единогласно одобрены ICTT и приняты большинством профессиональных научных обществ. Если геммология когда-либо будет считать себя настоящей наукой, то это произойдет только в том случае, если она начнет идти в ногу с другими дисциплинами, имеющими гораздо более длительную историю эмпирической и теоретической эволюции.
Имитация драгоценного камня может быть изготовлена из любого подходящего материала, будь то натуральный или синтетический. Его цель — имитация. «Имитацией
Слово «настоящий» означает «в состоянии реального существования», в отличие от чего-то, что мыслится или кажется существующим. «Настоящий драгоценный камень» — это то, что просто имеет объективное существование в физической вселенной. Если он не природного происхождения и продается как драгоценный камень, его представляют в ложном свете, если только не описывают подходящим прилагательным (например, синтетический, имитированный и т.д.). Что-то «подлинное» означает «обладающее атрибутами и свойствами, которые заявлены для него», что, конечно, не означает, что объект натуральный. «Настоящий синтетический изумруд» является подлинно синтетическим, но если искусственный камень продается как «настоящий изумруд» без модифицирующего прилагательного, мы имеем дело с искажением информации. Слово «подлинный» подразумевает не более чем «натуральное происхождение».
Новый и вызывающий беспокойство материал, широко продаваемый без раскрытия информации, представляет собой смесь стекла красного цвета и кусочков натурального (низкосортного) рубина, которые были переплавлены вместе. Конечный продукт может быть довольно прозрачным и привлекательным и часто продается просто как «рубин». Точная смесь варьируется, но может составлять до 50% (или более) стекла. Никто не знает, как это называется. В нем действительно есть натуральный рубин (красный корунд), но часто присутствует слишком много стекла, чтобы его можно было назвать просто «обработанный рубин». Некоторые геммологи выступают за использование слова «гибрид». Другим нравится фраза «собранный», а третьим — «составной». Ведутся оживленные дебаты о том, какое отдельное слово или фразу наиболее уместно использовать при продаже этого материала, хотя очевидно, что одного слова недостаточно. Возможно, лучшим описанием является «красный корундовый налет», но этот термин пока всерьез не пропагандировался.
Еще одним тревожным аспектом продажи этой смеси рубинового стекла, несмотря на мошенничество, является тот факт, что стекло может испортиться даже от бытовых чистящих средств и даже может побелеть под воздействием таких обычных жидкостей, как лимонный сок. «
Ни одно из отдельных слов, обсуждаемых в сфере торговли драгоценными камнями, не описывает полностью и точно этот материал. Кажется, гораздо проще просто объяснить, что это такое, как описано выше, чтобы покупатели могли затем перевести в соответствующее изображение ЛЮБОЙ маркетинговый термин, который геммологи и продавцы решат использовать. Базовое образование полностью устраняет иллюзорную «проблему» необходимости придумать единственное всеобъемлющее слово для описания чего-либо, что не поддается такому упрощенному подходу. Но проблема просвещения массового рынка в достаточной степени для достижения этой цели остается воспринимаемым незыблемым барьером в индустрии драгоценных камней и бижутерии. Такое восприятие не может быть правильным.